Усадьба Тенишевых в селе Хотылёво
Территория усадьбы Тенишевых связана с богатой и интересной историей села Хотылёво. Впервые усадьба упоминается в начале XVII века как имение Тютчевых. В 1892 году усадьба перешла в собственность князя Вячеслава Николаевича Тенишева – одного из учредителей Акционерного общества «Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод» (ныне Брянский машиностроительный завод). В.Н. Тенишев являлся крупнейшим Российским промышленником, субсидировавшим строительство первого в России завода автомобилей.
Кроме практической инженерной работы В.Н. Тенишев занимался научной деятельностью в области математики и, особенно, этнографии, он выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе «этнографического бюро» - по сбору и изучению этнографических сведений о жизни и быте крестьян.
Жена хозяина усадьбы – Мария Клавдиевна Тенишева – была видной меценаткой и художницей-прикладником, собирательницей коллекции русского прикладного искусства. В.Н. Тенишев дал ей не только княжеский титул, но и духовную опору, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве ученой, просветительницы, художника и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла ремесленную школу в Бежице и вложила большой труд в создание усадьбы в Хотылево. Парк и постройки усадьбы в нем, как в основных чертах, так и в мельчайших деталях – продукт ее творческого труда. Но история имения началась двумя столетиями раньше. В 1620 годы половиной села владел Степан Игнатьевич Тютчев, а другой половиной – его брат Дмитрий Игнатьевич. Именно потомки Дмитрия Игнатьевича заняли наиболее заметное место среди брянских Тютчевых в XVII-XVIII в.в.. Его правнук Петр Гаврилович, родившийся в 1673 году, в годы службы занимал довольно важную должность – провинциал-фискала Севской провинции. Хорошие отношения Петра Гавриловича с кабинет-секретарем Петра I А.В. Макаровым вызвали доносы завистников и привели к возбуждению в 1731 году уголовного дела. Хотя обвинение не подтвердилось, оно серьезно повлияло на здоровье П.Г. Тютчева и ускорило его смерть. Из его детей известны двое – Михаил Петрович и Фаддей Петрович.
Фаддей Тютчев, получил по наследству от родителей около полутора тысяч душ, к концу своей жизни сумел утроить их количество. В вотчинах Фаддея Петровича на его средства были построены каменные церкви в Трубчевском и Рославльском уездах, но раньше всего им был построен храм в с. Хотылево. В годы смуты он был сожжен и вместо него построена часовня. Просуществовала она довольно долго и лишь в 1680 году было велено в церковных документах «впредь писать церковь Николая Чудотворца да в приделе Флора и Лавра, а часовни не писать». По преданию новую церковь построил кто-то из князей Барятинских, но документов не сохранилось.
Двумя столетиями позже Никольская деревенская церковь старанием священника Михаила Феодоровского на средства церкви и прихожан была перестроена функционировала как кладбищенская.
Одновременно с Никольской церковью с 1759 года в Хотылево рядом с господской усадьбой было начато строительство каменного Преображенского храма (первоначально – со вторым алтарем во имя Казанской Божией Матери).
Храм был закончен и освящен в 1763 году. Имена архитекторов неизвестны. Храм был построен в стиле нарядного елизаветинского барокко. Внутренняя отделка с обилием лепных украшений. Известный мемуарист второй половины XVIII – нач. XIX в.в. Гавриил Добрынин, который сопровождал Севского Епископа Кирилла Флоринского, отметил что в селе «церковь каменная, снаружи хороша и внутри…» и украшена «не скупою рукой».
Упоминается в мемуарах Г. Добрынина и описание дома Фаддея Петровича Тютчева – «двухэтажный дом, хотя и деревянный, однако же выгоден и огромен. Мебелирован богато и со вкусом…расположение покоев, их многочисленность, обои, картины, комоды, шкафы, столики, бюро – красного дерева, в надлежащем порядке и чистоте. Зал, где был сервирован стол для 50 персон, освещала люстра, на столе сверкали хрусталь и серебро, а ужин отличался обилием напитков и разнообразием блюд». О самом Фаддее Петровиче у Добрынина тоже остались следующие записи: «помещик любил музыку и содержал в доме капельмейстера из числа смоленских шляхтичей, он принимал у себя духовных и светских лиц, был прост и добродушен в общении с людьми более скромного положения». При хотылевском доме было два сада: регулярный и нерегулярный. Здесь росли яблоки, груши, крыжовник, сливы, барбарис.
В 1880 году хотылевское имение было потеряно его прежними владельцами. По словам княгини Марии Клавдиевны Тенишевой оно «за карточные долги было отобрано одним аферистом», а в 1892 году его купил князь Вячеслав Николаевич Тенишев (1843-1903 гг.).
Началось строительство каменного дома по проекту академика архитектуры Николая Дмитриевича Прокофьева.
Князь не жалел средств для благоустройства хотылевского имения. Дом был выстроен в екатерининском стиле. Особенно красив был портик с четырьмя высокими колоннами, обращенный в сторону парка. Парк, заложенный в начале XIX века, был перепланирован и благоустроен. Здесь была сооружена гранитная лестница, спускавшаяся к Десне, были разбиты аллеи, устроены игровые площадки, пруд, а овраги соединили два арочных каменных моста. На самом возвышенном месте был построен летний дом, откуда открывался живописный вид на реку.
М.К. Тенишева в своей книге «Впечатления моей жизни» писала: «картина оттуда была захватывающей красоты, то поднимавшая в душе безмолвную молитву, тихую, бессознательную грусть, то сладко будившая воображение с порывом страстной любви к моей Родине. Никогда и нигде за границей я не переживала подобных ощущений». На берегу Десны был построен причал с лодочной станцией, а через Десну – железный мост. На средства князя В.Н. Тенишева была построена железнодорожная станция Хотылево. Парк и постройки усадьбы в нем, как в основных чертах, так и в мельчайших деталях - продукт ее творческого труда.
В село был завезен племенной скот, устроен небольшой конный завод (в 1895 году в нем было около 20 полукровных лошадей английской породы). Некоторые хотылевские крестьяне мечтали наняться на работу в хотылевское имение. Село состояло из 140 домов, почти все мужчины работали на заводе, женщины оставались в селе и занимались полевыми работами. Когда Мария Клавдиевна предложила крестьянам устроить в селе школу, они хором отказались. Но, не смотря на их отказ, Тенишева превратила кабак в одноклассное народное училище.
М.К. Тенишева всегда была окружена известными русскими художниками. Ее круг составляли С. Малютин, Н. Рерих, В. Серов, В. Поленов, М. Врубель, К. Коровин и другие. Некоторые из них бывали и работали в Хотылево. Здесь М.А. Врубель написал своего знаменитого «Пана». По свидетельству Б.К. Яновского, «пейзаж на картине взят с натуры – это вид с террасы Хотылевского дворца на открывающиеся дали».
Бывал в усадьбе и великий русский художник И.Е.Репин. В Хотылево он написал несколько этюдов и сделал ряд рисунков, ныне хранящихся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Так же, как и Врубель, Репин не остался равнодушным к открывавшейся взору деснянской красоте.
Благотворительность, которой занималась Мария Клавдиевна в Хотылево была лишь малой толикой того, что делалось ею для социально-культурного развития Бежицы.
В 1899 году Тенишевы продали Хотылевское имение графине Марии Николаевне Граббе, которая и владела им вплоть до 1917 года, а сами перебрались в Талашкино (Смоленская губерния), купленное еще в 1893 году у подруги Марии Клавдиевны – Екатерины Святополк-Четвертинской.
Супруги Граббе пытались вести дела в имении с учетом достижений сельскохозяйственной науки и передового опыта, внедряли травосеяние. В 1905 году на их полях 3 десятины было засеяно клевером и 2 десятины – тимофеевкой.
С 1905 года, народные волнения затронули и Хотылево, был сожжен летний дом имения, в церкви во время службы разбросаны антиправительственные листовки. Россия, а вместе с ней и Хотылево, вступила в новую эпоху, а тенистые парки, красивые дома, пароходы на Десне стали лишь прекрасным воспоминанием... В 1943 году, во время освобождения Брянской области от немецко-фашистских захватчиков, немцы взорвали дом Тенишевых, церковь также многое утратила в своем обличии...
*При подготовке материала была использована следующая литература:
- Городков В.Н., Очерки архитектуры Брянского края. – Брянск: ЗАО «Издательство «Читай-город», 2006. – 240 с., илл.
- Городков А.В., Дубровский А.М., Кеня И.А., «Мария Тенишева: духовное наследие в Брянском крае». – Брянск, 2008. – 20 с., илл.